В своей прошлой заметке мы опубликовали письмо от некоммерческого партнёрства «Союз пивоваров Южного Урала», которое отправили в различные министерства и ведомства РФ. В обращении говорилось о недопустимости введения проекта постановления Правительства Российской Федерации «О Порядке представления уведомлений о начале оборота на территории Российской Федерации алкогольной продукции и ведении федерального реестра алкогольной продукции».
А ВОТ И РЕЗУЛЬТАТ!
Министерство экономического развития РФ представило отрицательное заключение об оценке регулирующего воздействия на проект постановления Правительства Российской Федерации «О Порядке представления уведомлений о начале оборота на территории Российской Федерации алкогольной продукции и ведении федерального реестра алкогольной продукции».
В своем заключении Минэкономразвития РФ подчеркивает, что указанный проект Постановления Правительства РФ содержит положения, вводящие избыточные ограничения и обязанности для субъектов предпринимательской деятельности, и дает отрицательный отзыв на проект правового акта. В заключении Минэкономразвития опирается в том числе и на итоги публичных консультаций с предпринимательским сообществом. Наши замечания и предложения по проекту акта были учтены при подготовке заключения об оценке регулирующего воздействия.
В конце документа перечислены те организации, чьи отзывы были учтены:
«Замечания и предложения, учтенные при подготовке заключения об оценке регулирующего воздействия по проекту акта, представили «ОПОРА РОССИИ», Комитет производителей алкогольной продукции, Сельскохозяйственное Торговое представительство Посольства США в Москве, Совет США по крепким спиртным напиткам, Союз российских пивоваров ООО «ТД Интерторг», ООО «Магистр Пивовар», некоммерческое партнерство «Союз пивоваров Южного Урала», ОАО «Пивоваренная компания «Балтика», ООО «Новая Пивоварня», ОАО «Новая пивоварня».
Итак, нас услышали!
Председатель «Союза пивоваров Южного Урала» Илья Ройтенберг поблагодарил всех, кто подготовил и отправил письма в министерства, а так же тех, кто оперативно откликнулся на призыв вступить в ряды Союза, поверил в его силы. Илья Ройтенберг попросил коллег-пивоваров раздумывающих о необходимости объединения, не отсиживаться в стороне занимая позицию «всё равно от нас ничего не зависит» и проявить гражданскую активность. Напомнив, что никаких членских взносов в Союзе не предусмотрено, он призвал к объединению малых пивопроизводителей: "Защитить собственное производство мы можем только объединившись. Поймите, когда нам приходится разговаривать с властью только с помощью бумаги - важен каждый голос!"
Ниже приводим полный текст полученного документа от Минэкономразвития:
18 марта 2013 г.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
об оценке регулирующего воздействия
на проект постановления Правительства Российской Федерации
«О Порядке представления уведомлений о начале оборота на территории Российской Федерации алкогольной продукции и ведении федерального реестра алкогольной продукции»
Министерство экономического развития Российской Федерации в соответствии с пунктом 60(1) Регламента Правительства Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 1 июня 2004 г. № 260, рассмотрело проект постановления Правительства Российской Федерации «О Порядке предоставления уведомлений о начале оборота на территории Российской Федерации алкогольной продукции и ведении федерального реестра алкогольной продукции»
(далее – проект акта) и сообщает следующее.
1. Проблема, на решение которой направлено регулирование. Цель принятия проекта акта.
Разработчик проекта акта полагает, что ведение реестра алкогольной продукции позволит упорядочить информацию о находящейся в обороте на территории Российской Федерации алкогольной продукции, в том числе систематизировать сведения о ее характеристиках и свойствах для дальнейшего использования в целях осуществления государственного контроля в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, надзора за соблюдением обязательных требований к алкогольной продукции, а также для использования потребителями, производителями и поставщиками алкогольной продукции.
Целью принятия проекта акта разработчик указывает исполнение поручения Правительства Российской Федерации от 21 января 2013 г. № АД-П11-287, а также в целях реализации статьи 5 Федерального закона от 22 ноября 1995 г. № 171-ФЗ
«О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» (далее – Закон № 171-ФЗ) и части 2 статьи 3 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. № 286-ФЗ «О внесении изменений в статьи 2 и 5 Федерального закона «О внесении изменений в статьи 2 и 5 Федерального закона
«О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» и статьи 5 и 6 Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» и отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившим силу Федерального закона «Об ограничениях розничной продажи и потребления (распития) пива и напитков, изготавливаемых на его основе» (далее – Закон № 286-ФЗ).
2. Содержание и область правового регулирования.
Проектом акта проектируется Порядок представления уведомлений о начале оборота на территории Российской Федерации алкогольной продукции (далее – Порядок, уведомление, соответственно), обязательный для заполнения и направления в электронном виде в Росалкогольрегулирование для организаций, осуществляющих производство или ввоз алкогольной продукции на территорию Российской Федерации. Проектом акта устанавливается перечень информации, содержащейся в уведомлении. Указанный перечень, по данным разработчика, подготовлен в соответствии с пунктом 22 статьи 2 Закона № 171-ФЗ: «уведомление о начале оборота на территории Российской Федерации алкогольной продукции - документ, содержащий дату первой поставки на территорию Российской Федерации алкогольной продукции определенного наименования, описание ее характеристик и свойств, технологических процессов производства, производственного контроля, хранения, перевозки, реализации, утилизации, маркировки алкогольной продукции, подаваемый в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный органисполнительной власти в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Информация, содержащаяся в уведомлении о начале оборота на территории Российской Федерации алкогольной продукции, вносится в федеральный реестр алкогольной продукции».
Одновременно проектом акта проектируются Правила ведения Росалкогольрегулирования реестра алкогольной продукции.
3. Риски недостижения целей правового регулирования, возможные негативные последствия от введения нового правового регулирования.
3.1. Согласно изменениям в Закон № 171-ФЗ, внесенным Законом № 286-ФЗ, к полномочиям Росалкогольрегулирования относится «установление порядка представления уведомлений о начале оборота на территории Российской Федерации алкогольной продукции, а также порядка ведения федерального реестра алкогольной продукции и осуществление его ведения». Уведомление представляется, согласно Закону № 286-ФЗ, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Обращаем внимание, что Законом № 171-ФЗ не определена обязанность субъектов предпринимательской деятельности представлять уведомление в Росалкогольрегулирование.
Вместе с тем, согласно пункту 3 Порядка «в отношении алкогольной продукции, подлежащей обязательной маркировке акцизными марками или федеральными специальными марками, уведомления представляются в срок не позднее, чем за 5 дней до представления заявки о фиксации в единой государственной автоматизированной информационной системе учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции сведений о маркируемой алкогольной продукции.
В отношении алкогольной продукции, не подлежащей маркировке, уведомления представляются в срок не позднее 5 дней до ее отгрузки».
Одновременно, согласно пункту 7 Порядка Росалкогольрегулирование «в течение пяти рабочих дней со дня поступления уведомления направляет в электронном виде в организацию, представившую уведомление, подтверждение о получении уведомления с указанием кода вида алкогольной продукции для его последующего использования организацией в декларации об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей».
3.1.1. Полагаем, что проектируемые сроки подачи уведомлений подчеркивают подмену уведомительной процедуры разрешительной. Полагаем, что для того, чтобы процедура носила действительно уведомительный характер, она не должна устанавливать ограничения на срок подачи уведомлений и не должна предусматривать какие-либо подтверждающие действия со стороны Росалкогольрегулирования.
3.1.2. Кроме того, остается не ясным, какой «код вида алкогольной продукции для его последующего использования» имеет в виду разработчик.
В настоящее время, согласно приказу Росалкогольрегулирования
от 23 августа 2012 г. № 231 «О Порядке заполнения деклараций об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей» (далее – приказ № 231) действует классификатор видов продукции, в котором указаны соответствующие коды вида продукции, используемые субъектами предпринимательской деятельности для декларирования оборота алкогольной продукции. Остается не ясным, будет ли Росалкогольрегулирование присваивать новый код при подтверждении получения уведомления или будет подтверждать правильность отнесения алкогольной продукции к определенному приказом № 231 коду вида продукции. В том и ином случае требование Порядка о необходимости получения дополнительной информации от Росалкогольрегулирования в ответ на подачу уведомления подтверждает разрешительный характер процедуры. Обращаем внимание также на то, что Росалкогольрегулирование направляет информацию о коде вида продукции в течение 5 рабочих дней, в течение которых поставки алкогольной продукции будут приостановлены.
3.1.3. Проектом акта не предусмотрен порядок действий субъекта предпринимательской деятельности в случае, если подтверждение информации, содержащейся в уведомлении, от Росалкогольрегулирования не получено. Полагаем, что такая неопределенность дает возможность для ведомственного усмотрения, а также несет риски в отношении стабильности поставок алкогольной продукции.
Таким образом, считаем избыточным обязательный характер направления уведомления в Росалкогольрегулирование, определяемый проектом акта.
3.2. Обращаем внимание, что согласно статье 2 Федерального закона
от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» (далее – Закон № 210-ФЗ) «государственная услуга, предоставляемая федеральным органом исполнительной власти, органом государственного внебюджетного фонда, исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, а также органом местного самоуправления при осуществлении отдельных государственных полномочий, переданных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации - деятельность по реализации функций соответственно федерального органа исполнительной власти, государственного внебюджетного фонда, исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, а также органа местного самоуправления при осуществлении отдельных государственных полномочий, переданных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (далее - органы, предоставляющие государственные услуги), которая осуществляется по запросам заявителей в пределах установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации полномочий органов, предоставляющих государственные услуги».
Согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 7 Закона № 210-ФЗ органы, предоставляющие государственные услуги, и органы, предоставляющие муниципальные услуги, «не вправе требовать от заявителя представления документов и информации, которые находятся в распоряжении органов, предоставляющих государственные услуги, органов, предоставляющих муниципальные услуги, иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, участвующих в предоставлении предусмотренных частью 1 статьи 1 настоящего Федерального закона государственных и муниципальных услуг, в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами, за исключением документов, включенных в определенный частью 6 настоящей статьи перечень документов. Заявитель вправе представить указанные документы и информацию в органы, предоставляющие государственные услуги, и органы, предоставляющие муниципальные услуги, по собственной инициативе».
Таким образом, информация, которая согласно пункту 6 Порядка должна быть представлена в уведомлении, может быть получена Росалкогольрегулированием посредством межведомственного взаимодействия в федеральных органах исполнительной власти, располагающими этими данными.
Обращаем внимание, что в настоящее время для того, чтобы выпустить алкогольную продукцию на рынок Российской Федерации заявитель должен:
- получить свидетельство о ее государственной регистрации в Роспотребнадзоре (которое вносится в соответствующие реестры), проведя необходимые испытания продукции и представив соответствующий пакет документов;
- принять и зарегистрировать декларацию о соответствии в Федеральном агентстве по техническому регулированию и метрологии Российской Федерации (сертификат, который также вносится в соответствующие реестры), проведя необходимые испытания продукта, представив практически идентичный пакет документов, как для получения свидетельства Роспотребнадзора.
Безопасность и качество алкогольной продукции подтверждаются наличием указанных двух документов.
В то же время легальность оборота такой продукции подтверждается наличием лицензии, для получения которой производителем, импортером представляются в лицензирующий орган (Росалкогольрегулирование) соответствующие данные.
Кроме того, продукция маркируется акцизными (для импорта) и федеральными специальными (для произведенной в Российской Федерации) марками, для получения которых субъекты предпринимательской деятельности также представляют пакет документов. Получение марки является свидетельством легальности производства: согласно пункту 3 статьи 12 Закона № 171-ФЗ «федеральная специальная марка и акцизная марка являются документами государственной отчетности, удостоверяющими законность (легальность) производства и (или) оборота на территории Российской Федерации алкогольной продукции».
Из представленного пунктом 6 Порядка перечня сведений, которые должны быть представлены в уведомлении, органы исполнительной власти Российской Федерации не располагают только информацией об условиях перевозки алкогольной продукции (подпункт 7 пункта 6 Порядка) и об условиях утилизации (подпункт 9 пункта 6 Порядка).
Таким образом, полагаем, что только эта информация может быть включена в перечень сведений об алкогольной продукции для направления субъектами предпринимательской деятельности в уведомительном порядке в Росалкогольрегулирование в целях ведения им реестра алкогольной продукции. Остальная информация, указанная в пункте 6 Порядка должна быть получена Росалкогольрегулированием в рамках межведомственного взаимодействия.
3.3. Одновременно обращаем внимание, что согласно подпункту 10 пункта 6 Порядка уведомитель должен представить описание маркировки алкогольной продукции. «Сведения представляются в формате прикрепленных файлов (…) с изображениями этикетки, контрэтикетки, кольеретки, потребительской упаковки…».
Пунктом 22 статьи 2 Закона № 171-ФЗ в соответствии с которым, как указано в пояснительной записке к проекту акта, подготовлен пункт 6 Порядка, не предусмотрено указание в уведомлении описания маркировки с размещением в определенном формате указанных выше изображений. Полагаем, что следствием опубликования в свободном доступе сети Интернет указанной информации может быть рост контрафактной продукции.
3.4. Обращаем внимание, что статья 5.1.2 Соглашения всемирной торговой организации по техническим барьерам в торговле (далее – Соглашение ВТО по ТБТ) гласит, что процедуры оценки соответствия «не являются более строгими и не применяются более строго, чем это необходимо для получения импортирующим членом достаточной уверенности в том, что товары соответствуют применяемым техническим регламентам или стандартам, с учетом рисков, которые возникали бы вследствие их несоответствия». Статья 5.2.3 Соглашения ВТО по ТБТ указывает, что члены ВТО должны обеспечивать такие условия, чтобы требования в отношении информации в связи с процедурами оценки соответствия «ограничивались минимумом, необходимым для оценки соответствия и установления размера оплаты».
Разрешительный механизм процедуры подачи уведомления, предусмотренный проектом акта, а также перечень сведений, включенных в уведомление, являются, по сути, дополнительной формой оценки соответствия продукции. Принятие проекта акта в представленной редакции может повлечь обращения от членов ВТО с требованием разъяснить необходимость и основания введения такого механизма в представленной проектом акта редакции. Как следствие возможно инициирование членом ВТО разбирательства в связи с неисполнением Россией норм и правил ВТО.
3.5. Обращаем внимание, что в настоящее время в высокой степени готовности находится проект технического регламента Таможенного союза «О безопасности алкогольной продукции» (далее - проект регламента), разработчиком которого является Росалкогольрегулирование: в настоящее время в отношении проекта регламента заканчивается процедура внутригосударственного согласования.
Проект регламента устанавливает, в том числе положения, касающиеся процедуры уведомления и ведения реестра алкогольной продукции, вводимой в обращение на территории единого экономического пространства.
Минэкономразвития России неоднократно высказывалось против введения уведомительной процедуры начала обращения алкогольной продукции. Вместе с тем, решение о включении в проект регламента или исключении из проекта регламента норм, касающихся уведомления и реестра алкогольной продукции, созданного на основании сведений, содержащихся в уведомлении, будет принято в рамках согласования проекта регламента в ходе трехсторонних переговоров. Одновременно, обращаем внимание, что какое бы решение не было принято по вопросу включения в проект регламента норм об уведомлении о начале обращения алкогольной продукции Евразийской экономической комиссией (даже – ЕЭК), законодательство Российской Федерации, так же как и законодательство государств-членов ЕЭК должно быть приведено в соответствие нормам вновь принятого технического регламента Таможенного союза.
Таким образом, полагаем нецелесообразным до принятия соответствующих решений в рамках ЕЭК рассмотрение проекта акта.
4. Выводы о возможных последствиях принятия проекта акта.
Таким образом, проект акта содержит положения, вводящие избыточные административные и иные ограничения и обязанности для субъектов предпринимательской и иной деятельности или способствуют их введению, способствуют возникновению необоснованных расходов субъектов предпринимательской и иной деятельности, способствуют возникновению необоснованных расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации.
В рамках оценки регулирующего воздействия были проведены публичные консультации с представителями предпринимательского сообщества. Соответствующие запросы были направлены в Торгово-промышленную палату Российской Федерации, Российский союз промышленников и предпринимателей, Общероссийскую общественную организацию малого и среднего предпринимательства «ОПОРА РОССИИ», Общероссийскую общественную организацию «Деловая Россия» и другие.
Справка о результатах публичных консультаций прилагается.
Приложение: на л. в 1 экз.
Справка о результатах публичных консультаций,
проведенных в рамках подготовки заключения об оценке регулирующего воздействия на проект постановления Правительства Российской Федерации
«О Порядке предоставления уведомлений о начале оборота на территории Российской Федерации алкогольной продукции и ведении федерального реестра алкогольной продукции»
В рамках оценки регулирующего воздействия проект постановления Правительства Российской Федерации «О Порядке предоставления уведомлений о начале оборота на территории Российской Федерации алкогольной продукции и ведении федерального реестра алкогольной продукции» (далее – проект акта) в период с 21 февраля по
6 марта 2013 г. были проведены публичные консультации с представителями субъектов предпринимательской и иной деятельности.
Проект акта направлялся в Торгово-промышленную палату Российской Федерации, Общероссийскую общественную организацию малого и среднего предпринимательства «ОПОРА РОССИИ», Общероссийскую общественную организацию «Деловая Россия», Российский союз промышленников и предпринимателей, иным субъектам предпринимательской деятельности, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также размещен на официальном сайте Минэкономразвития России в сети Интернет.
Замечания и предложения, учтенные при подготовке заключения об оценке регулирующего воздействия по проекту акта, представили «ОПОРА РОССИИ», Комитет производителей алкогольной продукции, Сельскохозяйственное Торговое представительство Посольства США в Москве, Совет США по крепким спиртным напиткам, Союз российских пивоваров ООО «ТД Интерторг», ООО «Магистр Пивовар», некоммерческое партнерство «Союз пивоваров Южного Урала», ОАО «Пивоваренная компания «Балтика», ООО «Новая Пивоварня», ОАО «Новая пивоварня».
Кроме того, участниками публичных консультаций – Комитетом производителей алкогольной продукции, Ассоциацией «Национальный союз организаций в области обеспечения пожарной безопасности», ОАО «Пивоваренная компания «Балтика», ОАО «Новая пивоварня» Министерством экономического развития, промышленности и торговли Чувашской Республики - были представлены конкретные замечания к отдельным пунктам проекта акта. В связи с тем, что Минэкономразвития России концептуально не поддерживает проект акта, полагаем нецелесообразным указывать отдельные замечания к положениям проекта акта.
Торгово-промышленная палата Российской Федерации, Департамент экономического развития Белгородской области, Департамент экономики Приморского края, Министерство экономики Республики Татарстан, Правительство Хабаровского края, Министерство экономики, внешнеэкономических связей и инвестиций Волгоградской области, Департамент экономического развития, торговли и труда Курганской области, Министерство экономического развития, промышленной политики и торговли Оренбургской области, Министерство экономики Новосибирской области, Министерство по промышленной политике, развитию предпринимательства и торговли Калининградской области, Министерство экономики Астраханской области указали на отсутствие замечаний и предложений к проекту акта.
< Предыдущая | Следующая > |
---|