17 апреля 2018 года в здании Правительства Москвы состоялся Внеочередной Объединенный Съезд участников пивоваренной отрасли
Съезд участников пивоваренной отрасли, субъектов малого и среднего предпринимательства.
Мероприятие организовано по инициативе отраслевых общественных объединений Национальный Союз Производителей Пива и Напитков (НСППиН), Объединение Участников Пивобезалкогольного Рынка (ОУПР), Ассоциация Крафтовых Пивоварен (Craft Depot) и Опора России для консолидированной позиции отрасли по Поручению Заместителя Председателя Правительства РФ А.Г. Хлопонина и непрекращающихся инициатив по необоснованному ужесточению регулирования пивоваренного рынка.
В мероприятии приняло участие более 200 делегатов, представителей отечественных производителей пива, пивных напитков и сидра, пуаре и медовухи; представителей отраслевых объединений, таких как НП «Союз пивоваров Южного Урала», Ассоциация Архангельских пивоваров; предприятий оптовой и розничной торговли; поставщиков сырья и оборудования.
РЕЗОЛЮЦИЯ Внеочередного объединенного Съезда участников пивоваренной отрасли 17 апреля 2018 года МОСКВА 17-го апреля 2018 года в Москве состоялся Внеочередной Объединенный Съезд участников пивоваренной отрасли, субъектов малого и среднего предпринимательства. Съезд был организован по инициативе отраслевых общественных объединений: Национальный Союз Производителей Пива и Напитков (НСППиН), Объединение Участников Пивобезалкогольного рынка (ОУПР), Ассоциация Крафтовых Пивоварен (Craft Depot) и Опора России, для формирования консолидированной позиции отрасли по вопросам, которые были определены поручением Заместителя Председателя Правительства РФ А.Г. Хлопониным. В Съезде приняло участие более 200 делегатов, представителей отечественных производителей пива, пивных напитков и сидра, пуаре и медовухи, предприятий оптовой и розничной торговли, поставщиков сырья и оборудования. География делегатов съезда охватывает все субъекты РФ. Делегаты выразили свою обеспокоенность непрекращающимися изменениями действующего законодательства, регулирующего производство и оборот пива, пивных напитков, сидра, пуаре и медовухи (далее - пивоваренной продукции) на протяжении последних семи лет: повышение акциза в 10 раз, начиная с 2010 года- введение декларирования объема производства и оборота продукции- введение приборов учета (АСИиУ) для предприятий свыше 300 тыс. и/или утверждение расчета- мощности основного технологического оборудования для предприятий менее 300 тыс. дал/год внедрение системы ЕГАИС для всей цепочки от производства до розничной продажи.- внедрение он-лайн касс для розничной торговли- ужесточение законодательства в области использования ПЭТ-тары и др.- запрет на рекламу- региональные ограничения на размещение объектов розничной торговли и режимов продаж- Участники Съезда отметили, что ситуация на пивоваренном рынке характеризуется следующими тенденциями: Ростом малых предприятий, мощностью до 300 тыс. дал/год (С 2014 года открылось более 500- предприятий). На 2018 год численность предприятий данной категории составила около 1200 предприятий, на которых создано более 40 000 рабочих мест, занятых непосредственно в производстве и более 400 000 рабочих мест в смежных отраслях, не считая розничной торговли. Развитием отечественных предприятий производителей оборудования для малого пивоварения.- Развитием солодовенной и хмелеводческой отраслей.- Увеличением доли региональных независимых заводов (мощностью свыше 300 тыс. дал) в общем- объеме производства пивоваренной продукции. Закрытием части заводов транснациональными компаниями.- Стабильное снижение объемов производства пивоваренной продукции, влекущее за собой снижение- собираемости акцизов, несмотря на рост численности предприятий производителей малой мощности. Увеличение доли импортного пива.- На этом фоне негативного состояния отечественной пивоваренной отрасли продолжается ужесточение регулирования, которое может привести к экономическим потерям легальных производителей и бюджета, как в части снижения собираемости акциза, так и в отношении иных налогов, таких как, например, НДФЛ, за счет сокращения количества рабочих мест. В настоящее время, согласно поручению вице-премьера Хлопонина А. Г., Правительством и органами государственной власти прорабатывается ряд предложений, касающихся введения лицензирования, маркировки, снижения порога мощности для малых предприятий с 300 до 25 тыс. дал/год, снижения объема ПЭТ тары. По мнению участников Съезда, данные меры не позволят в полной мере достигнуть целей прослеживаемости оборота пивоваренной продукции и повышению собираемости акциза, и более того, предлагаемые меры приведут к дополнительным необоснованным финансовым затратам. А реализация некоторых предложений вообще невозможна, а именно: Лицензирование и маркировка продукции - избыточные меры, которые не соответствуют целям и принципам, установленным ФЗ № 99 «О лицензировании отдельных видов деятельности» и ФЗ 171. Нормы действующего законодательства и система ЕГАИС позволяют в полной мере контролировать полноту уплаты всех налогов при производстве, включая акциз и контролировать оборот пивоваренной продукции, обеспечивая ее прослеживаемость. Снижение порога мощности для предприятий с производственной мощностью до 300 тыс. дал/год (далее - предприятий малой мощности) - Данная норма была принята в конце 2013 года с учетом результатов испытаний, проведенных производителями совместно с Росалкогольрегулированием. В ходе, которых была выявлена недостаточная техническая оснащенность производства для реализации положений Приказа РАР № 46н от 02 июля 2010 г. «Об утверждении Порядка оснащения основного технологического оборудования для производства этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции автоматическими средствами измерения и учета концентрации и объема...». Справочно: В Республике Беларусь, предприятиями малой мощности являются предприятия до 300 тыс. дал/год, в Республике Казахстан – до 400 тыс. дал/год. При снижении порога на территории РФ - преимущества получают производители соседних государств, входящих в состав Таможенного Союза. Снижение объема ПЭТ-тары до 1л. и 0,5 л. В 2017 году вступила в силу норма закона, снижающая объем ПЭТ-тары до 1,5 литра. Все предприятия произвели переоснащение производственных линий розлива, потратив на переоснащение значительные средства. С точки зрения снижения уровня алкоголизации населения, предложенная мера выглядит избыточной, ведь в одной бутылке пива объемом 1,5 л содержание чистого спирта в 3 раза меньше чем одной бутылке водки объемом 0,5л. Повторное изменение объема тары в столь короткий период времени, безусловно, приведет к убыткам отрасли и снижению объемов производства, и как следствие, снижение бюджетных поступлений. Участники Съезда, обсудив состояние и проблемы пивоваренной отрасли, сформулировали ряд предложений органам государственной власти, которые будут способствовать формированию открытого, прозрачного, цивилизованного, легального рынка пивоваренной продукции, собираемости акцизов, повышению качества продукции: Инициировать внесение изменений в КоАП в части ст. 14.17 КоАП РФ - Нарушение требований к§ производству или обороту этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, ст. 15.13 КоАП РФ - Искажение информации и (или) нарушение порядка и сроков при декларировании производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, использования производственных мощностей), в виде включения ИП в перечень ответственных лиц по данным статьям. Размер ответственности ИП должен соответствовать размеру ответственности Юридических лиц по данным статьям. Создать открытый Реестр производителей пивоваренной продукции (далее Реестр), с указанием§ мощности основного технологического оборудования, взяв за основу существующий Единый государственный реестр мощностей основного технологического оборудования для производства этилового спирта или алкогольной продукции с использованием этилового спирта и производства пива, пивных напитков, сидра, пуаре и медовухи (Согласно Постановления Правительства РФ от 17 июля 2012 года N 724(с изменениями на 30 мая 2017 года) «О ведении Единого государственного реестра мощностей основного технологического оборудования для производства этилового спирта или алкогольной продукции с использованием этилового спирта и производства пива, пивных напитков, сидра, пуаре и медовухи» и Приложения к «Правилам ведения единого государственного реестра мощностей основного технологического оборудования для производства этилового спирта или алкогольной продукции с использованием этилового спирта и производства пива, пивных напитков, сидра, пуаре и медовухи (В редакции, введенной в действие с 10 июня 2017 года постановлением Правительства Российской Федерации от 30 мая 2017 года N 666)». Сформировать Критерии по включению в Реестр с учетом предложений отрасли (Приложение 1)§ Ввести минимальный коэффициент использования производственной мощности для предприятий по§ производству пива, пивных напитков, сидра, пуаре и медовухи – не менее 20%. Для вновь открывшихся предприятий, предусмотреть льготный период до 3 лет. Рассмотреть возможность введения минимальной розничной цены на пиво.§ (Приказ Министерства финансов Российской Федерации от 11 мая 2016 г. № 58н «Об установлении цен, не ниже которых осуществляются закупка (за исключением импорта), поставки (за исключением экспорта) и розничная продажа алкогольной продукции….» В целях повышения качества пивоваренной продукции предусмотреть внесение изменений в 171 ФЗ§ в Статье 2 в отношении терминов «пиво» и «пивные напитки». Приложение № 1 КРИТЕРИИ ДЛЯ ВКЛЮЧЕНИЯ В РЕЕСТР ПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ ПИВА И ПИВНЫХ НАПИТКОВ, СИДРА, ПУАРЕ И МЕДОВУХИ Процедура включения в Реестр должна в себя включать обследование предприятия специалистами Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка: Наличие документов согласно перечня (Приложение № 2)§ Наличие оборудования и его соответствие предоставленным документам§ Приложение № 2 Перечень требований для обследования предприятий с целью включения в Реестр производителей пива и пивных напитков, сидров, пуаре, медовухи Росалкогольрегулирования 1. Документы, подтверждающие полномочия руководителя (генерального директора, законного представителя) организации (приказ о приеме на работу, доверенность, решение или протокол и т.п.); 2. Свидетельство о собственности на помещения или договор на аренду помещения; 3. Свидетельство о постановке на учет в налоговом органе; 4. При наличии обособленного подразделения - Уведомление о постановке на учет в налоговом органе о создании обособленного подразделения (в случае если адрес производства отличается от юридического адреса организации); 5. Паспорта на основное технологическое оборудование (Распоряжение Правительства № 17-р «Об утверждении перечня видов основного технологического оборудования для производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции») и автоматическое оборудование для розлива – при наличии (если однотипное оборудование: один паспорт копия полностью, остальные паспорта выкопировка страниц с указанием заводского номера оборудования, технических характеристик); 6. Сертификаты/декларации на основное технологическое оборудование и автоматическое оборудование для розлива (при наличии): на оборудование, приобретенное до 2011г. - Сертификаты соответствия;ü на оборудование, приобретенное после 2011г. - Декларации о соответствииü 7. Перечень видов выпускаемой продукции; 8. Документация об оснащении техническими средствами фиксации и передачи информации об объеме производства и оборота алкогольной продукции в ЕГАИС. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА В настоящее время существует порядок обследования основного технологического оборудования для производства пива, пивных напитков, сидра, пуаре и медовухи при принятии решения Управлением лицензирования производства этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка о допустимости/недопустимости использования данного оборудования для производства пива, пивных напитков, сидра, пуаре и медовухи без оснащения АСИиУ (автоматическими средствами измерения и учета объема готовой продукции). За основу вышеуказанных критериев для включения в Реестр производителей пива и пивных напитков, сидров, пуаре, медовухи – взят основной перечень обследования основного технологического оборудования. На наш взгляд – это позволит Федеральной службе по регулированию алкогольного рынка не менять внутренних регламентов, не разрабатывать и не утверждать новых нормативных актов и автоматически внести в вышеуказанный Реестр предприятия, которые прошли плановые/внеплановые проверки с 01.01.2014 года, так как именно с этого времени проводились обследования/проверки (плановые и внеплановые) с учетом данных критериев. Основанием для автоматического внесения в Реестр – считать АКТ проверки МРУ Росалкогольрегулирования. На наш взгляд, автоматическое включение предприятий в Реестр снизит дополнительную нагрузку на Регулятора и предприятия отрасли. Считаем, что Реестр должен быть открытым и размещенным на сайте Росалкогольрегулирования, с целью предоставления доступа к сведениям любым заинтересованным организациям (органам государственной власти – федеральной и региональной), участникам рынка, а так же – общественности, что позволит своевременно выявить и/или предупредить незаконное производство и оборот пивоваренной продукции.
Председатель «Союза пивоваров Южного Урала» Ройтенберг И.А.
< Предыдущая | Следующая > |
---|